Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Новости

Сад веры

26.01.2011

Сегодня состоялась выставка известного французского фотографа Жана Гаскюэля (о. Герасима). Выставка организована при поддержке Нижегородской Духовной Семинарии и Нижегородской епархии. О. Герасим — иеромонах и настоятель одного из французских монастырей — в прошлом известный фотограф, фотокорреспондент изданий «Вог» и «Фигаро». В своей мирской жизни он снимал в основном моду, искусство, архитектуру, известных людей. Его Нижегородская выставка носит название «Сад веры». Весь мир — это послание свыше. Там где одни слышат лишь гром, другие — голос Отца, там, где одни видят камни — другие лик своего Создателя.

О. Герасим поделился с посетителями размышлениями о фотографии и искусстве в целом, рассказал о своем вступлении на монашеский путь, об основанном им братстве святого Мартина, объединившем людей творческих профессий, которые свидетельствуют о своей вере с помощью искусства и своего любимого дела. В выставке приняли участие преподаватели и студенты семинарии. Перед ее началом семинарский хор исполнил несколько православных песнопений. Если вас заинтересовало творчество о. Герасима, вы можете посетить его сайт.

[352][353]

Истории брата Жана

24.01.2011

Сегодня состоялась встреча французских паломников со студентами семинарии. Отец Герасим (Жан Гаскюэль) и брат Иосиф рассказали семинаристам о своем жизненном пути. И тот и другой были вполне успешными людьми: Герасим — фотографом в Вог и Фигаро, а Иосиф — инженером в крупной нефтяной компании. Но однажды с ними произошло нечто, перевернувшее всю их жизнь: они встретили Христа. И хотя эта встреча была для каждого своя, в конце концов, они вместе организовали скит в маленьком французском монастыре 17 века.
Отец Герасим рассказал семинаристам несколько историй из своего духовного опыта. Представляем их вашему вниманию: В молодости — говорит о. Герасим — я был совершенно обычным человеком, успешным фотографом, профессионалом, кторый любит свое дело. Обычно я фотографировал показы мод, архитектуру, выставки художников, но вот однажды меня послали на Святую гору Афон, чтобы сделать репортаж о монахах. Поначалу я был поражен необычностью обстановки, другими людьми. В один из дней, осматривая монастырь, я зашел в старую крипту и увидел там, черепа монахов сложенные для погребения. Здесь я впервые задумался о том, что будет в конце моей жизни и что будет после нее. Я стал искать человека, с которым я мог бы поговорить об этом. Наконец, я нашел одного монаха. Он, однако, не стал долго со мной разговаривать, а лишь спел перед иконой несколько молитв. И вот я, весьма искушенный ценитель, понял вдруг, что это не концерт, и почувствовал, что этот человек говорил с Богом. Вернувшись во Францию, я ушел с работы, продал свои вещи и уехал на Афон. Я прожил там довольно долго и повсюду искал «поющего монаха», но так больше никогда его и не встретил.

После Афона я решил искать спасения в монастыре Саввы Освященного, что близ Иерусалима. Это древний и весьма известный монастырь, хотя число его братии сейчас и не велико. Там я встретил своего духовного отца — старца Серафима. Я долгое время присматривался к монастырю и наконец, решил войти в число братии. Первым послушанием, которое мне дали, была трапезная. Там же трудился и отец Серафим и я должен был помогать ему. Надо сказать, что устав монастыря св. Саввы очень строг. Монахи вкушают пищу раз в два дня, да и то не по многу. Иногда по праздникам или в особые дни монахам дают сладости — рахат лукум — по небольшому кусочку. И вот, мы с отцом Серафимом раскладывали этот лукум для братии. Вдруг я заметил, что мой кусочек куда-то пропал. Кроме нас в тот момент в трапезной никого не было. Что же у меня такой духовник, который крадет пищу у своего брата? И это сразу же после поступления в монастырь? Я крепился. Но где бы я не был — на молитве, на послушаниях, на улице — я думал только о лукуме. Наконец, я пошел у духовнику и все ему рассказал. Зачем ты это сделал? — спросил я. Я хотел узнать, будешь ли ты меня осуждать? Он указал мне на дверь и сказал: Вот дверь. Если мы не устраиваем тебя, неправильно себя ведем, и ты пришел сюда, чтобы осуждать, то лучше будет тебе нас покинуть.

Говорят, что в каждом монастыре, есть брат, которого невозможно терпеть. Был такой и в монастыре Саввы Освященного. Это был брат средних лет. Он отличался тем, что стремился всем дать совет, всегда знал «как правильно». Он указывал и давал советы и новоначальным и почтенным старцам, преследовал всех и каждого. Однажды я не мог уже терпеть и решил пойти к о. Серафиму. Я был настолько зол на своего брата, что собирался требовать исключения его из монастыря. На любое гипотетическое возражение у меня уже был готов ответ. Если он скажет, что нужно прощать, я отвечу — нет. Понять — нет. Любить — нет. Терпеть — нет. Ничто не сможет изменить моего мнения. О. Серафим не стал со мной спорить. Чадо, — сказал он — мы должны весьма ценить этого брата. Ведь благодаря его недостаткам, мы все можем стать святыми.

Французские паломники

22.01.2011

22 января в Нижний Новгород прибыли представители Французской Православной Церкви константинопольского патриархата.: известный французский православный фотограф и миссионер брат Жан — иеромонах Герасим (Гаскюэль) и брат Иосиф. Заботы о пребывании французских гостей на Нижегородской земле взяла по благословению владыки Ректора на себя администрация Нижегородской Духовной Семинарии. Они были размещены в комфортабельной семинарской гостинице. Вниманию французских паломников представлена богатая культурная программа — посещение Дивеевского и Макарьевского монастырей, осмотр нижегородских святынь, возможность представить свое творчество в выставочных залах Нижнего Новгорода. Паломники также планируют встретиться со студентами Семинарии. Подобные встречи — прекрасная возможность для обоюдного обогащения духовного опыта и расширения кругозора. Подобные визиты — с научной или духовной целью — стали для семинарии доброй традицией.

VI городские Детские Рождественские чтения

14.01.2011

14 января в Нижегородской духовной семинарии состоялись VI городские Детские Рождественские чтения «Слава вам, братья Кирилл и Мефодий — славян просветители!». Чтения проводятся департаментом образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижнего Новгорода совместно с отделом образования Нижегородской епархии. В них приняли участие школьники из всех районов Нижегородской области. На чтениях присутствовали министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, представитель департамента образования Татьяна Зайчикова, руководитель отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Виктор Софронов.

На торжественном открытии ученики школы № 187 показали небольшое театрализованное представление о жизни святых Кирилла и Мефодия и исполнили рождественские песнопения.

Хоровой собор

09.01.2011

9 января в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода состоялся традиционный Рождественский хоровой собор. На соборе присутствовали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, секретарь Нижегородской епархии митрофорный протоиерей Игорь Пономарев, ключарь Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев и другие клирики. В числе приглашенных гостей был также директор департамента культуры администрации Нижнего Новгорода Сергей Горин.

Послушать церковные песнопения в праздничные Рождественские дни пришло большое количество православных нижегородцев.

Собор начался благословением, которое архиепископ Георгий преподал всем собравшимся. Далее прозвучал тропарь Рождества Христова, который исполнил хор Нижегородской духовной семинарии под управлением регента Натальи Мякининой.

В Рождественском хоровом соборе также приняли участие хор Нижегородского женского духовного училища, муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», образцовый концертный хор детской школы искусств № 9, хор «Парус» детской школы искусств № 18, концертный хор детской школы искусств № 11, камерный хор творческого объединения «Шереметев-Центр» Ивановского химико-технологического университета и камерный хор «Глас» из Ярославля.

Под сводами старинного Александро-Невского собора прозвучали церковные песнопения, псалмы и колядки.

В завершение владыка Георгий поздравил присутствующих со светлым праздником Рождества Христова и вручил архиерейские благодарственные грамоты хоровым коллективам, принявшим участие в Рождественском хоровом соборе.

Рождественское поздравление

07.01.2011

7 января в семинарском храме в честь святителя Алексия, митрополита Московского, состоялось традиционное поздравление с Рождеством Христовым студентов Нижегородской духовной семинарии, воспитанниц Нижегородского женского духовного училища и Свято-Елисаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа.

От имени архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия всех собравшихся поздравил первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Александр Мякинин. В своем обращении к студентам он подчеркнул, что Христос пришел в мир, прожил земную жизнь и принял крестную смерть ради спасения людей.

«Всегда помните об этом и сохраняйте в душе веру Христову», — сказал отец Александр.

В конце церемонии семинаристам, воспитанницам НЖДУ и студенткам НМК вручили подарки.

[344] [345] [346][347][348]

Патриаршее богослужение

03.01.2011

Студенты Нижегородских Духовных школ совершили двухдневное паломничество к московским святыням и приняли участие в патриаршем богослужении.

В состав паломнической группы, которую возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, вошли около 350 человек — студенты Нижегородской духовной семинарии, Нижегородского женского духовного училища, Выксунского духовного училища, Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа, члены епархиального молодежного движения (в частности, студенты Нижегородской государственной медицинской академии), а также священнослужители епархии.

В столице паломники молились за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе и в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Кроме того, для паломников была организована экскурсия по Храму Христа Спасителя.

[338][339][340] [341] [342] [343]

Круглый стол православных и мусульман

23.12.2010

23 декабря в исправительной колонии № 11 города Бор состоялся диспут между осужденными православного и мусульманского вероисповедания. В заседении круглого стола приняли участие сотрудник Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Андрей Редкозубов и преподаватель Нижегородской духовной семинарии иеромонах Лаврентий (Собко). Инициаторами встречи были сами осужденные, их поддержала администрация колонии, которая считает, что подобные мероприятия положительно сказываются на обстановке в учреждении.

Изначально в ходе круглого стола предполагалось обсудить исторический опыт сосуществования православия и ислама на территории России. Однако выяснилось, что большинство пришедших на эту встречу интересуются основами вероучений. В ходе встречи поднимались вопросы, касающиеся христианского и мусульманского богословия, источников вероучения, обрядов и нравственных ценностей обеих религий.

«Мы изначально не планировали обсуждать, какая вера „лучше или правильнее“, — прокомментировал Андрей Редкозубов. — Судя по огромному количеству вопросов, прозвучавших на встрече, люди понимают, что им жить вместе, в одной стране. И объединить нашу многоконфессиональную страну можно только на основах веры, надежды, любви и добра, которые заложены и в христианском Священном Писании, и в Коране».

Все участники встречи остались довольны ее итогами. От осужденных поступило предложение проводить такие встречи регулярно. По мнению осужденных, подобные встречи многое дают для мирного и дружеского сосуществования, помогая предупредить возможные конфликты.

«Мне понравилось, когда на встрече православный батюшка сказал, что мы не должны искать разногласий, а должны искать то, что нас объединяет, какие-то точки соприкосновения», — сказал один из осужденных мусульман.

[335][336][337]

Актовый день

17.12.2010

17 декабря в Нижегородской духовной семинарии состоялся торжественный акт, посвященный памяти преподобного Иоанна Дамаскина, покровителя семинарии.
В торжествах приняли участие преподаватели и студенты семинарии, учащиеся НЖДУ, а также многочисленные гости. Cреди прочих семинарию посетил министр образования Нижегородской области Сергей Наумов. С поздравительным словом также выступили первый заместитель министра внутренней политики Нижегородской области Артем Кавинов, директор департамента культуры Нижнего Новгорода Сергей Горин, ректор НГПУ Лев Шапошников, преподаватель МДАиС архимандрит Платон (Игумнов).
Торжества начались с праздничного архиерейского богослужения в семинарском храме. Богослужение возглавил ректор семинарии — архиепископ Георгий. Ему сослужили преподаватели и гости семинарии.
«Актовый день в Нижегородской духовной семинарии стал уже традиционным епархиальным праздником, — сказал владыка Георгий, обращаясь к собравшимся на торжественный акт. — Мы и ваши преподаватели, вспоминаем сейчас свою молодость, когда мы сами получали образование в духовной школе, которая и спустя годы занимает в нашей жизни важное место. Тогда мы не имели всего того, что есть у вас сейчас. В нашей семинарии многое построено и усовершенствовано, приспособлено для нужд образования, но все же главным делом, о котором нужно помнить, должна оставаться молитва, ведь ей не мешает ни золотой иконостас, ни фанерный. Духовная школа должна занять главное место в миссионерской и просветительской деятельности нашей Церкви».
Собравшихся поприветствовали также члены президиума — Сергей Наумов, Артем Кавинов, Сергей Горин, архимандрит Платон (Игумнов). Архимандрит Платон вручил владыке Георгию грамоту МДА в благодарность за многолетние труды на поприще эконома Троице-Сергиевой Лавры и преподавателя московских духовных школ.
Традиционную актовую речь произнес преподаватель семинарии иеромонах Лаврентий (Собко). Первый проректор семинарии протоиерей Александр Мякинин представил собравшимся два новых издания НДС, приуроченные к актовому дню, — «Труды Нижегородской духовной семинарии» и «Нижегородская духовная семинария: вехи истории».
Затем состоялось чествование преподавателей-юбиляров — профессора Людмилы Клименко и протоиерея Игоря Пчелинцева. После этого вниманию присутствующих был представлен фильм о Нижегородской духовной семинарии и концерт духовной музыки в исполнении хора студентов НДС.

[322][323][324][325][326][327][328][329][330] [331] [332] [333] [334]

Актовый день в Нижегородской Духовной Семинарии

15.12.2010

17 декабря в Нижегордской Духовной Семинарии состоятся торжества, посвященные памяти прп. Иоанна Дамаскина. Подробнее с программой торжеств можно ознакомиться здесь.

Святой преподобный Макарий Желтоводский и российская государственность в Поволжье XV-XX веков

10.12.2010

10 декабря в Нижегородской духовной семинарии состоялась межрегиональная научно-просветительская конференция «Святой преподобный Макарий Желтоводский и российская государственность в Поволжье (XV-XX веков)».

Конференция проводится по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Ее организаторы — Нижегородская епархия, Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), Комитет по делам архивов Нижегородской области и Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».

Конференция открылась выступлениями ведущего редактора Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Елены Кравец, краеведа, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры РФ Николая Зонтикова и руководителя по делам архивов Нижегородской области Бориса Пудалова.

Их выступления задали тон конференции и обозначили ее основные цели. Это популяризация исторического опыта освоения русских земель, отражение роли преподобного Макария в объединении России в период Смуты; введение в научный оборот источников по истории Поволжья в XVII — начале XX века, ознакомление культурной общественности с уникальными и особо ценными документами из фондов ЦАНО, повествующими о церковном почитании святого преподобного Макария, об истории созданных им монастырей, о влиянии святого преподобного Макария Желтоводского на духовную культуру Нижегородской земли (XV-XX веков).

«Такие обсуждения особенно важны в преддверии празднования 400-летия Нижегородского ополчения», — отметила Елена Кравец. По ее словам, для центра «Православная энциклопедия» важно развитие сотрудничества с Нижегородской епархией, и его результатом может стать издание жизнеописания преподобного Макария.

В ходе двухдневной конференции участникам предстоит обсудить духовную культуру Нижегородского Поволжья в XV — начале XX века, этапы становления российской государственности в Поволжье (XV-XVIII веков), значение духовного покровительства преподобного Макария для движения народного сопротивления в Смутное время (начало XVII века).

«Личность преподобного Макария важна как для Церкви, так и для историко-краеведческой науки», — подчеркнул Борис Пудалов. Он высказал мнение, что полноценно изучить и осмыслить этот период можно только в тесном сотрудничестве с Церковью.

После пленарного заседания состоялась презентация книги «Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1552 года». Конференция сопровождается выставкой документов из фондов ЦАНО «Святой преподобный Макарий Желтоводский и духовная культура Нижегородской земли (XV-XX веков)».

Вторая половина дня будет посвящена секционной работе, а 11 декабря для участников конференции будут организованы ознакомительные экскурсии.

[319] [320]

«Воспоминания соловецких узников (1923 — 1939)»

30.11.2010

Администрация, преподаватели и студенты Нижегородской духовной семинарии посетили встречу — презентацию книжной серии «Воспоминания соловецких узников (1923 — 1939)».
На встрече ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин рассказал о трех вышедших томах книг и дальнейшем продолжении работы над серией.
Также был показан документальный фильм режиссера Максима Гуреева «Путь одинокого странствия».
В 2010г. издательский отдел Соловецкого монастыря начал подготовку фундаментальной книжной серии «Воспоминания соловецких узников (1923 — 1939)». Первый том появился спустя 3 года, а сегодня в свет вышли уже 3 тома, охватывающие период с 1923 по 1930 гг. В трех томах опубликованы произведения как знаковых авторов отечественной культуры, так и воспоминания, ранее никогда не публиковавшиеся или публиковавшиеся только в русской эмигрантской периодике и бывшие доступными узкому кругу специалистов.
Во время встречи были экспонированы фотографии Леонида Гройсмана из цикла «Соловки. Место предчувствия».

Вышел в свет альбом — «Нижегородская духовная семинария. Вехи истории»

26.11.2010

По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия епархиальным издательским отделом при Вознесенском Печерском монастыре совместно с Нижегородской духовной семинарией выпущен альбом — «Нижегородская духовная семинария. Вехи истории».

На основе архивных данных в книге отражена история духовной семинарии начиная с указа императора Петра Великого и заканчивая 1917 годом. В разделе «Выдающиеся выпускники семинарии» представлены биографии Патриарха Сергия (Страгородского), митрополита Санкт-Петербургского Палладия (Раева), епископа Курского Михаила (Лузина) и многих других известных деятелей Русской Православной Церкви, потрудившихся на ниве просвещения.

Отдельный раздел посвящен настоятелям Печерского монастыря в XVIII-XIX веках, занимавшим должности ректоров и префектов. Есть главы о Нижегородском церковном древлехранилище, о выдающихся деятелях НДС и ее новейшей истории.

Альбом — одно из первых изданий о духовных школах Русской Православной Церкви.

Презентация книги «Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год»

26.11.2010

26 ноября в актовом зале Нижегородской Духовной Семинарии состоялась презентация книги Александра Катанского «Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год».

Александр Катанский (1836–1919) — известный ученый-богослов дореволюционной России, выпускник НДС 1858 года. В следующем году он поступил в духовную академию в Санкт-Петербурге, по окончании которой преподавал в ней, а также в Московской духовной академии.

Как рассказал на презентации первый проректор НДС доц. прот. Александр Мякинин, на закате своих лет, уже в ХХ веке, по настоянию учеников Александр Катанский написал воспоминания о нижегородском, петербургском и московском периодах своей жизни.

«Очень ярко и правдиво представлены события, свидетелем которых он являлся, даны портреты известных деятелей богословия и духовного образования XIX века, которые известны нам с официальной стороны, а не с личной. А у Катанского эти люди предстают в ином образе, под другим углом зрения. Вот этим воспоминания очень ценны», — сказал отец Александр.

Он подчеркнул, что Катанский был руководителем великого нижегородца архимандрита Сергия (Страгородского), ставшего затем Патриархом Московским и всея Руси. «Все эти обстоятельства делают издание очень интересным для специалистов, историков и всех интересующихся образованием и русской историей», — считает первый проректор НДС.

«Нужно добавить, что отдельно эта книга никогда не издавалась. Частями она публиковалась в периодическом издании Санкт-Петербургской духовной академии — журнале „Христианское чтение“, в выпусках с января 1914 по декабрь 1917 года. Этот журнал сейчас — библиографическая редкость, поэтому доступ к нему ограничен. Но теперь возможность познакомиться с этим произведением появилась у широкого круга читателей», — сообщил отец Александр.

С инициативой издания выступил профессор НДС и МДА Владимир Юдин. Финансирование проекта взял на себя архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Профессор Юдин подробно рассказал собравшимся об основны исторических персонах, упоминающихся в книге. Он также отметил актульность и востребованность «Воспоминаний» как исторического источника. С краткими сообщениями выступили также и гости семинарии: профессор Корнилов А.А. и представителе областного архива. Свое мнение также высказал Конь Р.М. — преподаватель НДС и МДА.

В книге 432 страницы. Она отпечатана в типографии «Ридо» тиражом 2000 экземпляров.

фото Павлова Михала

[313][314][315][316][317][318]

Межрегиональная научно-просветительская конференция, посвященная святому преподобному Макарию Желтоводскому

24.11.2010

10-11 декабря в Нижегородской духовной семинарии состоится межрегиональная научно-просветительская конференция «Святой преподобный Макарий Желтоводский и российская государственность в Поволжье (XV-XX веков)». Ее организуют Нижегородская епархия, Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), Комитет по делам архивов Нижегородской области и Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Конференция проводится по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Цели конференции: популяризация исторического опыта освоения русских земель, отражение роли преподобного Макария в объединении русских земель и в народных движениях периода Смуты; введение в научный оборот источников по истории Поволжья в XVII — начале XX века, ознакомление культурной общественности с уникальными и особо ценными документами из фондов ЦАНО, повествующими о церковном почитании святого преподобного Макария, об истории созданных им монастырей, о влиянии святого преподобного Макария Желтоводского на духовную культуру Нижегородской земли (XV-XX веков).

Основные направления обсуждения: духовная культура Нижегородского Поволжья в XV — начале XX века, этапы становления российской государственности в Поволжье (XV-XVIII веков), значение духовного покровительства преподобного Макария для движения народного сопротивления в Смутное время (начало XVII века).

В рамках конференции пройдет презентация альбома «Макарьевский монастырь и святой преподобный Макарий Желтоводский». Конференция будет сопровождаться экспонированием выставки документов из фондов ЦАНО «Святой преподобный Макарий Желтоводский и духовная культура Нижегородской земли (XV-XX веков)». Также в рамках конференции предполагается проведение ознакомительных экскурсий по музею Вознесенского Печерского монастыря и фондам ЦАНО. Планируется поездка в Макарьевский монастырь.

По итогам конференции предполагается издание сборника материалов. Требования к предполагаемым публикациям: не более 10 страниц (14 шрифт, 1 интервал), поля — 2 сантиметра, шрифт — Times New Roman, отступ красной строки — 1,25 сантиметра, сноски постраничные. Тексты докладов представляются участниками в печатном и электронном виде при регистрации.

Заявки принимаются до 29 ноября по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (с пометкой «конференция») или Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Текст заявки должен включать: тему доклада, все основные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, научное звание, должность, место работы), электронный адрес.

В Московской духовной академии состоялось выездное заседание совета ректоров вузов Нижегородской области

20.11.2010

20 ноября в малом зале Московской духовной академии состоялось выездное заседание совета ректоров высших учебных заведений Нижегородской области. В нем участвовали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и председатель совета ректоров Приволжского федерального округа Роман Стронгин. В заседании приняли уачастие: ректор Нижегордской Духовной Семинарии — архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и доц. прот Александр Мякинин — первый проректор.

Основной обсуждавшейся темой была роль примера в воспитании молодого поколения. Участники заседания выступали с докладами о значении личностей ученых, святых, учителей в воспитании молодежи. В частности, ректор Нижегородского государственного педагогического университета Лев Шапошников рассказал о митрополите Нижегородском и Арзамасском Николае (Кутепове).

Итогом заседания стало предложение Романа Стронгина издать в каждом нижегородском вузе книги об ученых, святых и других исторических деятелях, сыгравших большую роль в жизни региона и России. По итогам этого проекта председатель совета ректоров ПФО предложил организовать в будущем году студенческую конференцию.

По окончании заседания его участники побывали на экскурсии по Московской духовной академии.

Также они побеседовали с ее ректором, председателем учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архиепископом Верейским Евгением. Разговор был посвящен вопросам духовного образования и вхождения церковных вузов в единое образовательное пространство. В частности, речь шла о государственной аккредитации этих вузов и других проблемах. В завершение встречи Роман Стронгин преподнес владыке Евгению вазу с хохломской росписью.

[311]

[312]

Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913.

17.11.2010
В.Д. ЮдинО «Воспоминаниях старого профессора»А. Л. КатанскогоВ наше время в академических кругах проявляется немалый интерес к русской духовной школе и её истории. В этой связи переиздание мемуаров нашего земляка, воспитанника нижегородской духовной школы, заслуженного профессора С.-Петербургской (Петроградской) духовной академии Александра Львовича Катанского (1836–1919) весьма актуально.В дореволюционной богословской школе он был широко известен как почётный член всех четырёх духовных академий (что представляет собой уникальный случай) и как создатель нового научного направления — исторического раскрытия догматов, что объявлено было обязательным в новом Академическом уставе 1869 года.Не лишне напомнить также, что заслуженный профессор являлся научным руководителем кандидатского сочинения выпускника СПбДА в 1890 году иеромонаха Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха.Почтенный учёный — автор нескольких капитальных трудов; наиболее известны из них следующие.1. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших святых отцов и писателей Церкви, до Оригена включительно. Историко-догматическое исследование. (СПб., 1877). (Это его докторская диссертация.)2. Учение о благодати Божией в творениях святых отцов и учителей Церкви до блаженного Августина. Историко-догматическое исследование. (СПб., 1902). Это сочинение коллеги называли его второй докторской диссертацией. Оно было удостоено полной Премии митрополита Макария и денежного вознаграждения в 1000 рублей.Историко-догматическое исследование Катанского стало новым словом в русской богословской науке, что настораживало, естественно, консервативные круги: не вторгается ли в православную школу и науку пресловутая протестантская «история догматов» («Dogmen Geschichte»)? Страхи были напрасны. Здесь речь шла не о развитии догматов, а лишь об историческом раскрытии догматов. На этот счёт протоиерей Георгий Флоровский отмечал: «Историю имеет „форма“, или „внешняя схема“ догмата, и при неизменяемости догмата, как откровенной истины, есть рост по формальной стороне, — первоначально данная форма, или формула, бывала слишком тесна для явленной в ней истины и потому неизбежно расширялась. Это был рост или выработка более совершенного языка и словоупотребления, „работа догматико-филологическая“» (Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 379).Так Катанский проторил путь для сочинения Преосвященного Сильвестра (Малеванского, † 1908), ректора Киевской духовной академии, «Опыт православного догматического богословия», с историческим изложением догматов.Научно значимы и другие труды А. Л. Катанского:1. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской за первые четыре века по их разделении (СПб., 1863).2. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви (СПб., 1868).3. Очерк истории древних национальных литургий Запада (СПб., 1870) и др.Кроме того, он автор множества статей в церковных журналах. В течение пяти лет А. Л. Катанский редактировал «Церковный вестник» (журнал СПбДА), сотрудничал в «Церковных ведомостях» в бурном 1905 году — одним словом, он является крупным духовным писателем.После долгих уговоров коллег Александр Львович выступил и как мемуарист, как зоркий наблюдатель и тонкий психолог. И здесь сказался его строго научный и систематичный ум. Вероятно, на общий план, структуру «Воспоминаний» оказал влияние его земляк, профессор Казанской духовной академии, известный историк Русской Церкви П. В. Знаменский (1836–1917), напечатавший в 1891/92 году «Историю Казанской духовной академии» в трёх томах.Рассказывая о духовных школах, в которых учился, — о нижегородских духовных училище и семинарии, затем С.-Петербургской духовной академии (а также Московской академии, где начиналась его карьера учёного) — Катанский подробно, даже с использованием архивных данных, излагает учебную программу духовных школ с 1847 по 1896 год, что представляет, само по себе, научный интерес. В «Воспоминаниях» даются также подробные индивидуальные характеристики и оценки педагогическим коллективам. Образы профессоров и начальствующих очерчены рукой талантливого бытописателя и, что замечательно, без прикрас и ретуши.Так, что касается портретов «владык», то и здесь «старый профессор» не отказался от доброй традиции совестливой русской классики не миновать «мелочей архиерейской жизни». Объёмно, выпукло предстают перед читателем образы митрополитов: Филарета (Дроздова; 1826–67), Исидора (Никольского; 1860–92), Палладия (Раева; 1892–1898), Иоанникия (Руднева; 1891–1900); а также Нижегородского епископа Иеремии (1851–57) и других.Профессор, как летописец, не скрывая, рассказывает и о трудных летах второй половины XIX века, когда духовные учебные заведения превратились в «школы нигилизма». Он подробно описывает «случай в греческом классе» (по выражению митрополита Филарета), повлекший за собою в 1861 году в среде студенчества СПбДА «ужасающее пьянство», битьё стёкол в туалетах, куренье не только в спальнях, но «даже в столовой при чаепитии и после обеда и ужина».Известный ректор столичной духовной академии 1860-х годов протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев о своей 17-летней ректуре (1866–1883) вспоминал: «Всё время моего ректорства я чувствовал себя в академии точно на вулкане».Поведал профессор Катанский и о гражданском подвиге одного из своих коллег, профессора М. О. Кояловича, который отважно возражал против присвоения учёной степени доктора богословия «за совокупность трудов» своему верховному начальнику — митрополиту Исидору (Никольскому). К чести последнего, этот дерзкий поступок не имел известных последствий для подчинённого. По мнению мемуариста, митрополит был «замечательнейшим святителем... чуждым порывов к произволу... искренно сочувствовавшим успехам духовной науки», однако «бесцветным», способным только на пассивную оппозицию (таким его сделали Петербург, традиции синодального периода).Великолепно и симпатично нарисованы в «Воспоминаниях» портреты маститых протоиереев Иосифа Васильева (†1891) и Иоанна Янышева (†1910).Первый был настоятелем и строителем православного храма в Париже. Блестяще образованный и красноречивый проповедник, он обратил в православие немало католиков, и среди них — известного аббата Гэтте.Второй — тоже служивший за границей, в Германии, затем приобретший славу блестящего профессора богословия и философии в С.-Петербургском университете, учитель Закона Божия и русского языка у принцессы Дагмары (будущей супруги Александра III Марии Фёдоровны) в Копенгагене, с 1866 года — ректор Петроградской духовной академии.Оба были озабочены повышением уровня высшего духовного образования в России и изучали опыт западных университетов: Васильев — католических, а Янышев — протестантских.Влиятельный Васильев был назначен председателем Учебного комитета при Синоде, при полной поддержке обер-прокурора графа Д. А. Толстого, прозванного «галломаном» за авторство 2-томного труда о католицизме в России. Профессор протоиерей Янышев и протоиерей Васильев принимали активнейшее участие в разработке нового Устава академии 1869 года, который, благодаря специализации студентов, дал впоследствии блестящие научные результаты.Янышев ректорствовал успешно в течение 17-ти лет, как уже выше было сказано, почти до следующего Устава 1884 года, пронизанного духом и идеями нового обер-прокурора К. П. Победоносцева. В октябре 1883 года академия простилась со своим славным ректором — протоиерей Янышев был назначен царским духовником и главой придворного духовенства. В 1906 году он, первый из лиц белого духовенства, был награждён орденом св. Андрея Первозванного. Сохранил свежесть и ясность ума и великолепную память до самой своей кончины (в 1910 году). Совершенно ослеп за три года до смерти, но до последних месяцев своей жизни принимал деятельное участие в трудах Св. Синода, будучи назначенным к присутствованию в нём. Так, в 1909 году ему поручили дать отзыв на 5-томный труд М. М. Тареева «Основы христианства». За четыре месяца тщательной работы он составил отзыв, благоприятный для автора (труд Тареева читала ему вслух супруга покойного сына), и это всего за четыре месяца до кончины! Умело, с присущим ему тактом, уверенно Янышев вёл корабль науки по бурным волнам смутного времени второй половины XIX века.Немалый интерес «Воспоминания старого профессора» представляют и для краеведов. В частности, описаниями быта местного (нижегородского) духовенства. Катанский родился в строгое время деспотичного Николая I: даже на ремонт дома требовалось разрешение полиции, была введена цензура на церковные проповеди (за уклонение полагался штраф в три-пять рублей) и т.д.Строго было в стране, строго — и в семье. Рос мальчик одиноко, воспитывался по системе отца (диакона, затем священника, ревностного проповедника), который «систематически удалял его от всякого рода товарищей», не баловал, не разрешал иметь личных денег, чтобы сын не подпал разным искушениям. Неудивительно, что характер у будущего профессора выработался сосредоточенный, по его собственным словам; он рано научился читать и рано пристрастился к чтению.В духовном училище царили, по воспоминаниям, грубоватые приёмы (средством исправления воспитанников нередко бывали розги), и всё же не настолько грубые и неприемлемые, как описано, например, у Помяловского, изобразившего нравы столичного духовного училища. Впрочем, многое зависело от начальствующих, а юный Катанский во время своей учёбы как раз попал в их перемену. Главными предметами в училище были древние языки — греческий и латинский, а также российская и славянская грамматика. Латинский язык и катехизис преподавал любимый всеми, ревностно относившийся к своему делу С. П. Модератов. Александр Катанский закончил училище одним из лучших учеников.Так же успешно, впрочем, завершилась (в 1858 году) и его учёба в Нижегородской духовной семинарии. Семинарские свои годы он вспоминает подробно, увлекательно и с благодарностью, хотя и не без свойственного ему юмора, не лакируя действительность. Так, отмечает он, «воздух во всём здании семинарии был очень плох, вследствие первобытного устройства известных мест уединений». Не радовали, к примеру, и некоторые учебные пособия. По церковной истории в среднем классе пользовались учебником Преосвященного Иннокентия (Смирнова) — учебник был «сухой, полный отрывочных сведений ... и был похож более на подробный конспект... чем на историю в собственном смысле». В высшем (богословском) классе учебником служила «История российской Церкви» А. Н. Муравьева — «крайне плохой учебник», по характеристике Катанского, бессодержательный и фразистый.Описывает Катанский и памятное, довольно драматично закончившееся для тогдашней семинарской администрации событие неожиданного посещения Нижегородской семинарии государем императором Александром II, в 1858 году. Не обнаружив в духовной школе образцового порядка (дело было в июле месяце, во время каникул) раздосадованный государь немедленно устранил от должности её ректора. И лишь спустя пять лет, во время второго визита российского императора в Нижний, Нижегородской семинарии удалось восстановить свою репутацию.Тем не менее, среди учителей её было немало очень даровитых людей. Несмотря на весьма скромное жалование, в духовной школе трудились выдающиеся личности. Поэтому с конца 1840-х годов и в последующие десятилетия Нижегородская семинария дала академиям (Казанской, Московской, Петербургской), а также иным высшим учебным заведениям России очень много замечательных по своим способностям, трудолюбивых и талантливых студентов. Среди них — конечно, и автор «Воспоминаний», почтенный профессор А. Л. Катанский, благодарный питомец нижегородских духовных школ.Кончина его для христианина весьма назидательна. К закату жизни, перед роковым 1917 годом, почтенный старец (ему за 80) был весьма достаточен: имел два дома в Гатчине, под Царским Селом, в дачной местности родовитой и чиновной аристократии. Ничто, казалось, не предвещало худого. И вот, внезапно, — Октябрьский переворот, в полном смысле этого слова. Ещё вчера состоятельный и именитый, заслуженный профессор-труженик, сегодня — потерявший всё, даже последнюю кроху хлеба. В голодном беспамятстве, словно младенец причмокивая губами, он жалобно просил супругу: «Мама, есть хочу, мама...» Это были его последние слова.

15 ноября библиотека Нижегородской духовной семинарии проводит день открытых дверей.

10.11.2010

15 ноября библиотека Нижегородской духовной семинарии проводит день открытых дверей.

Библиотека Нижегородской духовной семинарии — одно из крупнейших собраний книг и периодики в Нижегородской области.

Читальный зал библиотеки НДС предлагает читателям церковную и светскую литературу, уникальную коллекцию дореволюционных периодических изданий — «Исторический вестник», «Русский вестник», «Русская мысль», «Отечественные записки» и др. Воспользоваться фондами библиотеки НДС могут все желающие.


Время работы читального зала библиотеки НДС — с 8:30 до 19:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Для записи в читальный зал необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

Семинария сотрудничает с изданием "Вестник церковной истории"

10.11.2010

В периодическом научном издании «Вестник церковной истории» № 1-2 (17-18) 2010 г., учредителем которого является Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» в рубрике «исследования» опубликована статья первого проректора Нижегородской духовной семинарии доцента протоиерея Александра Мякинина «Положение Церкви в Горьковской епархии в 1950-х годах (до начала хрущевских гонений)». В своем исследовании отец Александр опирался на документы архива Уполномоченного Совета по делам религий по Горьковской области, в которых отражены все сложности, противоречия, и трагизм взаимоотношений советской власти и Церкви в рассматриваемый период Отечественной истории. (Читать статью)

Архиепископ Ионафан поблагодарил владыку-ректора за издание "Толкового путеводителя по Божественной Литургии"

08.11.2010

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Георгий! По Вашему благословению в богоспасаемом Нижнем Новгороде в октябре текущего года увидел свет мой 20-летний литургико-катехизический труд — «Толковый путеводитель по Божественной литургии» (с изъяснением молитвословий и ектений на русском языке), имела место торжественная официальная презентация его в стенах славной Нижегородской духовной семинарии. Дорогой Владыка, душа многих иереев, диаконов, семинаристов, жаждущих познать Любовь Божию к роду человеческому через «разумное» совершение священнодействий Божественной Евхаристии, возрадовалась и возвеселилась: изданием «Толкового путеводителя по Божественной литургии» Вы подарили всем вторую «словесную» Пасху.
Все они возрадовались сугубо и тому, что Господь воздвиг именно Вашу Святыню на древний престол нижегородских святителей, пребывание на котором было отмечено Вашими многими и неустанными трудами во славу святой нашей Матери — Русской Православной Церкви. Вы — Ректор возрожденной Нижегородской православной духовной семинарии, Вы — истинный вдохновитель реконструкции прекрасного нового кафедрального собора, Вы благословили возрождение или основание многих монашеских обителей и храмов епархии. Своими реальными трудами во славу Божию и покровительством «высоких искусств» Вы обрели высокий авторитет и любовь не только простых и власть имеющих нижегородцев, но и многих православных за пределами Вашей епархии
Под Вашей архипастырской постоянной духовной опекой находится и общеправославная святыня — Дивеевский женский монастырь, где почивают святые мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Как сын братской и единоверной Белой Руси, пострадавшей от ужасной чернобыльской трагедии, Вы благословили почтить память погибших ликвидаторов ее последствий — сооружением монумента в центре Нижнего Новгорода. Вы — настоящий патриот всей Святой Руси.
Ваше Высокопреосвященство! От имени Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прошу благоволить принять искреннюю, братскую о Христе Иисусе благодарность за Ваш подвиг безвозмездной любви. Вы нашли те слова, которые убедили меценатов уделить средства для реализации издательского проекта «Толковый Путеводитель». Прошу передать всем им мой низкий поклон и молитвенное пожелание спасения души.
«Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов», — учит святой апостол Павел. Вы, дорогой Владыка, вполне следуете сему апостольскому призыву, подвигая и других к жертвенному служению нашему Господу, непрестанно сея в душах верных вечное, доброе и святое. Да воздаст Вам всещедрый Господь и от росы небесной и от тука земнаго на многая лета! Исполла эти, Деспота!

При этом испрашиваю Ваших святых молитв обо мне, недостойном.

Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский.

Град Тульчин, Винницкая область, Украина.

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть