Журнал «Дамаскин»
Дамаскин №4(9)2008
Идея избранничества проходит красной нитью через богодухновенные книги Священного Писания, особенно ветхозаветной его части. Для сохранения истинной веры Бог избирает еврейский народ, для проповеди Евангелия — апостолов, для служения Церкви — пастырей и учителей.
Обыкновенный православный священник, наш современник, казалось бы, человек почти во всём такой же, как и все, — избранник Божий, получивший свыше благодатные дары и власть духовную. Но все эти богоданные преимущества — не причина для гордости и превозношения, но огромная ответственность, ибо Бог избирает народы и отдельных людей не за что‑то, а для чего‑то, для исполнения особой миссии, служения, послушания. Благо, если воля Божия будет исполнена, и горе, если избранничество не оправдается.
Еврейский народ был богоизбранным, а стал богоотверженным, Иуду Искариотского призвал Сам Христос, но тот, видевший чудеса, слышавший проповеди, прикасавшийся к Богу, пришедшему во плоти, продал Его и окончил жизнь самоубийством. Господь и ныне избирает Себе служителей, стучится в юные сердца и зовёт к подвигу, но откликнувшимся на призыв святость не даётся даром и духовность не прилагается по должности, это нужно стяжать, таланты приумножать, грехи побеждать, чтобы в конце жизненного пути услышать глас Небесного Отца: «Благой раб и верный, войди в радость Господа твоего».
Дамаскин №3(8)2008
Большинство молодых людей, приближаясь к 18-летнему возрасту, определяют своё отношение к предстоящей воинской службе.
Среди тех, кто идёт в армию по призыву, далеко не все делают это с горячим желанием и ожиданием новой интересной жизни. Но в той или иной мере осознание долга перед Родиной, намерение утвердить своё мужское достоинство и возможность через преодоление суровых испытаний приобрести ценный житейский опыт влияют на их положительное решение в отношении армейского вопроса. Таковые, как правило, считают для себя унизительным скрываться от военкомата, откупаться или измышлять несуществующие болезни для получения «законной» отсрочки, поэтому, не взирая на грядущие сложности, тяготы и даже возможные опасности, они идут и выполняют свой воинский долг.
Некоторые, наоборот, испытывают панический ужас при слове «призыв» и полагают, что достойным ответом на него должно быть слово «отмазка». В их глазах только лишившийся ума может согласиться служить при возмож-ности «откосить».
Другие юноши находят иное объяснение своему нежеланию идти в армию. Они говорят: «Я бы согласился послужить, если бы армия была другой, если бы в ней не было жестокости, насилия, муштры, унижений и прочих негативных явлений».
Наконец, находятся и такие, кто объясняет свой категорический отказ от срочной службы возможностью принести больше пользы стране в другом качестве.
Церковь, как известно, воинский долг всегда считала священным, и немало подвизавшихся в ратном деле причислила к лику святых. Об этом свидетельствует церковная история, отчасти определяя и церковную современность.
В семинарии учатся молодые люди призывного возраста, среди них есть студенты, у кого армия уже за плечами, а в армии есть солдаты, у которых за плечами семинария.
Мы решили поговорить на армейскую тему с отслужившими, служащими и готовящимися к солдатской службе семинаристами и попытаться выяснить их мнения о службе в рядах Российской Армии.