Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Встреча в рамках грантового проекта «Россия 1917-2017. Секулярный век», посвященная памяти основателя Нижнего Новгорода блгв. кн. Георгия Всеволодовича

Вечером 16 февраля сего года в «Доме ученых» состоялась очередная встреча в рамках грантового проекта «Россия 1917-2017. Секулярный век», посвященная памяти основателя Нижнего Новгорода святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, память которого Церковь празднует 17 февраля.
С первым докладом выступил доктор исторических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Андрей Кузнецов.


В своем докладе Андрей Александрович рассмотрел основные вехи биографии владимирского князя в контексте эпохи. В частности, он попытался развенчать основные упреки в адрес князя, которые тянутся, по его мнению, благодаря исследовательской традиции. По словам ученого, князю вменили в вину развязывание междоусобицы в 1213-1216 годах, символом которой является битва на Липице, предательство общерусских интересов в 1223 году, когда монголы одержали первую победу над Русью, нерешительность и военно-политическую близорукость во время Батыева нашествия.
Андрей Кузнецов проанализировал тексты исторических источников и сообщил, что средневековые книжники подобных упреков князю Георгию не предъявляли. Ученый показал историческое значение деяний Георгия Всеволодовича, которое простирается через века и влияет на нас и сегодня.
Одно из таких деяний — основание князем Георгием Нижнего Новгорода, роль в русской истории которого на протяжении веков была значимой и масштабной. «Историческая роль Нижнего Новгорода была обусловлена своеобразным гением места, который был определен владимирским князем Георгием Всеволодовичем», — сказал Андрей Александрович. Без Нижнего Новгорода не было бы и современной России.
Второй доклад чтений подготовил проректор по учебной и научной работе Нижегородской духовной семинарии, кандидат философских наук Даниил Семикопов. В своем выступлении Даниил Викторович сделал попытку, опираясь на теорию «миметического желания» известного французского философа Рене Жерара, объяснить причины канонизации владимирского князя Георгия, которое, по его мнению, лежат в области кенотической христологии.
Ученый рассказал, что до добровольной жертвы Христа, когда Он, придя в мир, самоуничижился и принял на себя облик раба (кенозис), во всех языческих системах, культурных цивилизациях жертвенность и сама жертва не могли рассматриваться в ореоле героики. Жертва никогда не могла стать победителем. Первым правителем Рима становится Ромул, проливший кровь своего родного брата Рэма, убийца, а не жертва. Таким образом, Христос стал первой в истории человечества жертвой, которая победила.
В свете кенотической христологии, по мнению Даниила Викторовича, можно рассматривать подвиги многих русских святых, в том числе первых страстотерпцев Бориса и Глеба, а также князя Георгия Всеволодовича и последнего русского царя Николая II. Борис и Глеб добровольно пошли на казнь, вместо того чтобы сражаться за свои права и жизнь. Это была крайняя степень кенозиса.
Как видно из «Степенной книги», где помещена повесть о Георгии Всеволодовиче, князь, будучи невинным в феодальной раздробленности и постоянном соперничестве князей, становится вместе со своей семьей жертвой этой системы, приведший русский народ к трагедии. Именно на нем, как на последнем звене цепочки, апогее междоусобного конфликта, разрешается накопившийся клубок политических и духовных противоречий. Князь Георгий становится сакральной жертвой, которая совершается руками Батыя. Никакой возможности противостоять монгольскому хану у князя не было. Не случайно «Степенная книга» сравнивает Георгия Всеволодовича с праведным Иовом, который, согласно святоотеческому толкованию, был прообразом Христа. Это соотносит князя Георгия с Христом как невинной жертвой. Он добровольно принимает свою смерть на реке Сити, признавая на себе праведный гнев Божий.
После встречи присутствующие имели возможность задать вопросы докладчикам.

Видеозапись встречи

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть